ПРОГРАММА
благоустройства и озеленения территории МАДОУ ДС №18 г. Челябинска на 2014-2016 гг.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Территория детского сада - это не только визитная карточка, это образовательное, развивающее, формирующее общую культуры личности каждого ребенка пространство. От того, насколько ухоженным, красивым и разумно спланированным оно будет, зависит, каких взрослых мы воспитаем! Детский сад – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха. Таким образом, наш детский сад – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций:
- познавательную;
- развивающую (спортплощадка);
- духовно-нравственную (озеленение);
- функцию социального закаливания;
- гражданского становления личности (игровая зона);
- функцию проектирования собственной деятельности (прогулочные площадки).
Под благоустройством и озеленением территории подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения образовательной деятельности и формирования экологической культуры обучающихся, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика территории детского сада.
Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ. Благоустройство и озеленение территории детского сада является неотъемлемой частью гуманизации среды ДОУ.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы:
повышение качественного уровня благоустройства и озеленения территории ДОУ; создание условий для формирования активной гражданской позиции, трудового, физического, экологического и эстетического воспитания детей через их активное участие в благоустройстве и озеленении территории.
Задачи программы:
- объединение усилий и повышение уровня ответственности педагогов, родителей, и воспитанников к вопросам обеспечения чистоты и порядка на территории детского сада;
- приведение спортивной площадки в соответствие с нормативными требованиями, создание безопасных и комфортных условий для занятий спортом;
- увеличение зеленого фонда ДОУ, качественное развитие зеленых зон с использованием элементов современного ландшафтного дизайна и широкого ассортимента декоративно-цветущих растений;
- улучшение внешнего облика территории ДОУ: приведение ограждений, бордюров, пешеходных дорожек, газонов, малых архитектурных форм, зон отдыха и других элементов благоустройства на территории детского сада в соответствие с нормативными требованиями;
- обеспечение высокого уровня использования созданных зеленых и других функциональных зон в образовательной деятельности с детьми в ДОУ;
- выявление, поддержка и распространение творческого опыта благоустройства и озеленения территории детского сада, результативного опыта взаимодействия с социальными партнерами по данным вопросам;
- создать условия для комфортного пребывания воспитанников в ДОУ.
1.3. Основания для подготовки программы
- Федеральный Закон от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N45-ФЗ);
- Концепция экологической безопасности города Челябинска до 2020 года (Решение Челябинской городской Думы от 23.11.2010г. №19/16);
- Правила охраны и содержания зеленых насаждений в городе Челябинске (Решение Челябинской городской Думы от 24.06.2003г. №27/2, с изменениями от 28.02.2006г., 29.05.2007г., 02.09.2008г., 27.10.2009г.);
- О паспортизации зеленых насаждений города Челябинска (Постановление Главы города Челябинска от 09.09.2004г. №1589-п);
- Инструкция по созданию и содержанию зеленых насаждений в городе Челябинске (Постановление Главы города Челябинска от 02.12.2004г. №2200-п)
- Правила благоустройства территории города Челябинска (Решение Челябинской городской Думы от 24.04.2012г. №34/3);
- Постановление Главного государственного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях";
- Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
1.4. Состояние благоустройства и озеленения территории детского сада, обоснование необходимости принятия программы
Территория детского сада является неотъемлемой частью зеленого фонда города Челябинска. ТерриторияДОУ участвует в формировании культурного облика города, имеют санитарно-гигиеническое, ландшафтно-архитектурное и воспитательное значение.
В благоустройстве и озеленении территории детского сада существует планомерная положительная динамика:
- достигнуто понимание, что имидж детского сада начинается с территории – визитной карточки образовательной организации;
- произошло значительное увеличение зеленого фонда, улучшился внешний облик территорий;
- детский сад имеет на территории спортивную площадку, безопасную для занятий спортом;
- многократно возросло использование элементов современного дизайна в ландшафтном оформлении территории: альпийские горки, рокарии, английские газоны, художественное оформление клумб, вертикальное озеленение, искусственные водоемы – стали органической частью территорий;
- значительно уменьшилось количество аварийно-опасных деревьев;
- возрос уровень использования созданных зеленых зон в учебно-воспитательной работе с детьми: оформлены экологические тропы для учебно-экскурсионной работы с детьми; зона активного отдыха.
Вместе с тем, существует необходимость:
- активизации деятельности по вопросам благоустройства и озеленения территории детского сада;
- корректировки и обновления перспективных и текущих планов благоустройства и развития территории ДОУ;
- проведения детальной ревизии всех элементов благоустройства на территории детского сада (спортивные площадки, зоны отдыха, ограждение, зеленые насаждения, бордюры, пешеходные дорожки, малые архитектурные формы, устройства наружного освещения);
- проведения мероприятий по исправлению повреждений отдельных элементов благоустройства, очистка, окраска, побелка малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства (оград, заборов, газонных ограждений) с учетом технического и эстетического состояния данных объектов;
- объединения усилий воспитанников, педагогов, родителей, социальных партнеров по благоустройству и обеспечению чистоты и порядка на территории ДОУ, закладке молодых посадок;
- перехода от большого количества посадок к качественным, обоснованно выбранным декоративно-цветущим растениям, от вперемежку посаженных цветов - к регулярным клумбам, английским газонам, от большого количества альпийских горок и рокариев к эффективному проектированию озеленения территории, когда все элементы благоустройства органически сочетаются с общим стилем и композиционным решением планирования территории;
- расширение области использования возможностей общественных организаций, других социальных партнеров при проектировании, благоустройстве и озеленении территории ДОУ.
1.5. Промежуточные результаты программы
- Повышение качественного уровня благоустройства и озеленения территории детского сада как объекта, формирующего облик города;
- Обеспечение своевременного восстановления нарушенного благоустройства на территории ДОУ;
- Создание безопасных условий и повышение уровня функционирования спортивной площадки в детском саду;
- Увеличение зеленого фонда;
- Превращение зеленых зон территории ДОУ в объекты, имеющие образовательное, воспитательное, санитарно-гигиеническое, ландшафтно-архитектурное и культурное значение с широким использованием элементов современного ландшафтного дизайна и разнообразного ассортимента декоративно-цветущих растений;
- Повышение уровня сознательности и ответственности педагогов, родителей, воспитанников к вопросам благоустройства, обеспечения чистоты и порядка, сохранению и приумножению зеленых насаждений на территории ДОУ;
- Отсутствие на территории детского сада аварийно-опасных деревьев, создание безопасных условий для жизни и здоровья воспитанников, педагогов и родителей;
- Развитие познавательной активности дошкольников через трудовую и опытническую деятельность;
- Повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей;
- Воспитание у дошкольников эстетического восприятия объектов действительности.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Этапы реализации программы
№ п\п
|
Название этапа
|
Цель
|
Срок выполнения
|
1
|
Подготовительный
|
Мотивация и целеполагание
|
Сентябрь-май 2017г.
|
2
|
Проектировочный
|
Построение ориентировочной схемы деятельности
|
Май 2017г.
|
3
|
Практический
|
Реализация проекта
|
Май 2017 г.-сентябрь 2018г.
|
4
|
Аналитико-коррекционный
|
Анализ промежуточных результатов работы
|
Май 2017г.-сентябрь 2018г.
|
5
|
Заключительный
|
Сопоставление действительных и желаемых результатов
|
Сентябрь 2018 г.
|
2.2. Способы, методы и приемы.
1. Организация и оборудование «экологических пространств» на участке детского сада: площадки природы, лекарственные растения. Экологическая тропа на участке детского сада: оборудование, использование в педагогическом процессе.
2. Создание в детском саду условий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.
3. Создание условий для труда детей и взрослых в природной зоне детского сада.
Организация «экологических пространств» в помещении детского сада: групповые уголки природы. Подбор и размещение растений в соответствии с их биологическими особенностями.
5. Разработка циклов наблюдений за сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных зеленой зоны детского сада.
6. Организация и проведение опытнической работы с объектами природы Родного края в группах, где есть всё необходимое для проведения различных опытов. В итоге этой работы ребёнок проводит настоящие исследования и опыты с помощью системы очистки воды, занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки её проведения, учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решает.
7. Календари природы и их роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы; работа с календарем в разных возрастных группах детского сада. Фиксация роста и развития растений в календаре. Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдений за зимующими птицами и работа с ними в разных возрастных группах.
8. Прогулки, экскурсии, походы с детьми на природу, их роль в экологическом воспитании. Знакомство детей с лесом, рекой (прудом, озером), лугом (поляной), как экосистемами. Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов.
9.Экологическое воспитание в непосредственно образовательной деятельности, во время экскурсий.
10. Различные мероприятия по ознакомлению детей с природой Родного края.
11.Детские праздники экологического содержания, разработка сценариев, проведение. Участие дошкольников в природоохранительных мероприятиях.
12. Среда ДОУ обеспечивает различные виды деятельности детей (зоны для игр с песком и водой, для сюжетных, дидактических и подвижных игр).
2.3. Программно-методический комплекс
- Николаевская И.А. «Благоустройство территории», издательство «Академия», 2007г.
- Ольга Воронова «Красивый сад (хитрости и ноу-хау)»ООО издательство «Эксмо», 2008 г. 3.«Оформление ландшафта», серия энциклопедия домашнего мастера пер. с английского, издательство «Урал LTD», 1998 г.
- Рубцов Л.И. "Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре"К.,"Наукова думка", 1977г.
- «Ландшафтный дизайн детского сада».
Интернет-ресурсы
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
(ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПРОГРАММЫ)
|